Ситуация с эпидемией и режимом самоизоляции резко меняет уклад жизни всех людей: и больных, и здоровых. Но особенно уязвимыми в эти дни становятся семьи, где есть больные с ментальными расстройствами, а также их родственники.
Некоторые пациенты, страдающие деменцией, еще до недавнего времени могли посещать отделение дневного пребывания ГБУ социального обслуживания населения Архангельской области «Центр помощи совершеннолетним с ментальными особенностями». Это очень выручало, давало время и силы позаботиться о себе. Сейчас же, когда появились ограничения, у многих возникает вопрос:
Чем занять больного деменцией в условиях самоизоляции(карантина)?
В занятиях человека с деменцией всегда важен не результат, а действие.
- на ранних стадиях деменции хороши обычные повседневные действия – подмести, помыть посуду, заправить постель, приготовление пищи, гигиенические навыки, накрыть на стол, убрать с стола. Пусть и не так хорошо, что как раньше.
- На продвинутых стадиях деменции человек еще способен выполнять некоторые виды работ по дому, погружаться в деятельность, забывая о цели. Поэтому лучше предложить простые повторяющиеся действия – полить цветы, вытереть пыль. Пусть и недолго.
- Мытье фруктов и овощей. Перемешать все фрукты и овощи, приготовить тазик с теплой водой и попросить Вашего близкого человека помочь вам вымыть их, вытереть, а потом разложить в разные емкости. Можно дать помыть и уже чистые фрукты и овощи, пусть помоет еще раз, разложит, отсортирует. Это даст возможность почувствовать себя нужным, востребованным в жизни семьи.
- Выпечка простых вещей. Прикосновение к тесту может вызвать приятные воспоминания. Помимо этого, разминание небольшого количества теста рукой задействует мелкие суставы кисти рук и обеспечивает людям, страдающим от деменции, глубокую и пробуждающую стимуляцию.
- Лепка — из пластилина, глины, теста.
- Стирка мелких вещей вручную в тазике. Во время стирки можно добавить кондиционер для белья с приятным запахом, и в этом случае помимо пользы, приятных тактильных ощущений, которую несёт стирка белья, будет также стимулироваться чувство обоняния.
- Вытирание и раскладывание столовых приборов, например, ложек и чайных ложечек, неострых вилок и ножей.
- Интеллектуальные упражнения и игры – книги, настольные игры, вязание, карты, пазлы, домино, кроссворды и другие предметы для досуга должны быть постоянно на столе, как бы приглашая к занятиям.
- Хорошо прослушивать аудиокниги, простые сказки, знакомую ретро-музыку.
Сортировка:
- Складывание и сортировка белья и полотенец. Можно попросить отсортировать по какому-то признаку: например, белое и цветное, кухонные полотенца и домашнюю одежду, подобрать одинаковые по цвету пары носков и т.п.
- Предложить отсортировать пуговицы по цвету, размеру. Или мелкие гвоздики, гаечки. Можно попросить перебрать фасоль (двух цветов – красную и белую). Или отсортировать разноцветные карамельки в фантиках – на синие, красные, желтые.
Важно помнить:
мотивация к занятиям может быть снижена. Поэтому так нужны и важны поддержка и похвала за успешное действие.
Если отказывается участвовать в той или иной деятельности – не сдаваться. Первое «нет» нередко самая простая реакция.
Сколько раз в неделю/день нужно заниматься? По сколько минут?
Зависит от состояния и настроения пациента. Важно, чтобы занятия не утомляли его (достаточно 20-30 минут), были интересными (поэтому даётся много разных вариантов) и приносили позитивные эмоции.
Подготовила Елена Растегаева.