Детский аутизм: 1 случай на 88 детей
Распространенность расстройства аутистического спектра (РАС), в 2012 году, по данным Всемирной организации аутизма, составила 1 случай на каждые 88 детей.
В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма
Аутизм – это пожизненное нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Точные причины расстройства аутистического спектра до сих пор не известны. Связь аутизма с умственной отсталостью, эпилепсией и перевес мальчиков в группе страдающих этой болезнью указывает на биологические причины в качестве основных (повреждение мозга вследствие неблагополучия беременности и родов, особенно вирусные инфекции). Мальчики болеют аутизмом в 3 — 4 раза чаще, чем девочки.
Детский аутизм: главные признаки
- Первый: Младенец не реагирует на речь, не поворачивает голову к говорящему с ним, не реагирует на свое имя к концу первого года жизни
- Второй: Малыш не указывает пальцем на интересующие его предметы, не машет на прощание, не пытается рассказать с помощью жестов о своих желаниях. Нет эмоциональной реакции на вербальные (словесные) и невербальные (жесты, улыбка, кивок головой и т.п.) попытки вступить с ним в беседу. Не пытается разделить с кем-нибудь свои интересы или радость, не привлекает внимание других
- Третий признак: внезапная потеря всех навыков, а также речи. То есть, если он сначала делал все «как надо», а потом резко перестал, у родителей есть серьезный повод обеспокоиться.
Отсутствие отклика на свое имя к концу первого года жизни является одним из самых явных проявлений аутизма
Триада симптомов аутизма:
- Речевые проблемы: может быть полное отсутствие речи, или ребенок говорит монотонно, «как робот», или не употребляет местоимения «Я». Характерно и многократное повторение слова или фразы. Даже при хорошем развитии речи у некоторых детей присутствуют трудности поддержания разговора, понимания реплик, отсутствие реакции на юмор и сарказм.
- Отмечаются проблемы общения со сверстниками, неумение взаимодействовать с ними, тяга к одиночеству.
- Характерно стереотипное поведение и интересы: желание ходить одним маршрутом, следовать привычному распорядку дня, требование предсказуемости, ребенок совершает повторяющиеся движения ручками, кружится, бегает на носочках.
Если у ребенка есть перечисленные признаки расстройства развития, необходима консультация детского психиатра.
Для облегчения выявления детей, имеющих расстройства развития аутистического спектра существуют скрининговые тесты, в частности Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста
Обработка данных М-CHAT занимает менее 2 минут. Дети, получившие более 3 баллов по общей шкале, либо набравшие 2 критических балла, должны быть направлены на диагностическое обследование к специалистам.
Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.
- Нравится ли ребенку, когда его качают на руках, на коленях и т.д.? Да Нет
- Проявляет ли ребенок интерес к другим детям? Да Нет
- Любит ли ребенок карабкаться по предметам как по ступенькам? Да Нет
- Любит ли ребенок играть в прятки (ку-ку)? Да Нет
- Играл ли когда-нибудь ребенок понарошку, например, говорил по телефону или качал куклу или во что-то другое? Да Нет
- Использует ли ребенок указательный палец, чтобы указывать или просить чего-то? Да Нет
- Использует ли ребенок указательный палец, когда показывает, проявляет интерес к чему либо? Да Нет
- Может ли ребенок соответствующим образом играть с мелкими игрушками (например, машинками или кубиками), не просто засовывая их в рот, вертя в руках или раскидывая Да Нет
- Приносил ли когда-нибудь вам (родителям) предметы, чтобы что-то показать? Да Нет
- Может ли ребенок смотреть вам в глаза более 1-2 секунд? Да Нет
- Проявлял ли ребенок когда-нибудь сверх чувствительность к звукам (например, закрывая уши) Да Нет
- Улыбается ли ребенок вам или в ответ на вашу улыбку? Да Нет
- Имитирует ли ребенок, то, что вы делаете (например, подражает выражению вашего лица) Да Нет
- Окликается ли ребенок на свое имя, когда вы его зовете? Да Нет
- Если вы укажете на игрушку в комнате. Посмотрит ли на нее ребенок? Да Нет
- Может ли ребенок ходить? Да Нет
- Посмотрит ли ребенок на вещи (предметы), на которые посмотрите вы? Да Нет
- Совершает ли ребенок необычные движения пальцами у своего лица? Да Нет
- Пытается ли ребенок привлекать ваше внимание к тому, что он делает? Да Нет
- Не возникало ли у вас ощущение, что ваш ребенок имеет нарушения слуха (глухой)? Да Нет
- Понимает ли ребенок то, что говорят другие люди? Да Нет
- Бывает ли так, что ребенок увлечен чем-то чего, не существует или бесцельно бродит по комнате? Да Нет
- Смотрит ли ребенок на ваше лицо, чтобы проверить вашу реакцию, когда сталкивается с чем-то незнакомым? Да Нет
Подсчет баллов:
Внимание! Подсчет баллов ведется не родителем, а профессионалом.
1 нет | 6 нет | 11 да | 16 нет | 21 нет |
2 нет | 7 нет | 12 нет | 17 нет | 22 да |
3 нет | 8 нет | 13 нет | 18 да | 23 нет |
4 нет | 9 нет | 14 нет | 19 нет | |
5 нет | 10 нет | 15 нет | 20 да |
Материал подготовила врач кабинета оказания помощи детям с общими расстройствами психологического (психического) развития ГБУЗ АО «АПНД» В.П. Яковлева
Смотрите также :Памятка по аутизму>>>