V Московская международная конференция “Аутизм: вызовы и решения» прошла в Москве 26-28 апреля 2017. В ней участвовали сотрудники психоневрологических диспансеров Архангельска и Котласа, участвующие в оказании помощи пациентам с расстройствами аутистического спектра.
Поездка на конференцию стала возможной благодаря российско-норвежскому проекту «Улучшение оказания услуг населению с психическими и поведенческими расстройствами удаленных территорий Архангельской области» и и служит улучшению оказания помощи в этом направлении работы.
Пятая конференция, посвящена широкому кругу вопросов, связанных с РАС, собрала врачей, педагогов, психологов, организаторов здравоохранения и образования, специалистов смежных специальностей со всего мира, чтобы обсудить самые актуальные направления в области аутизма.
В программе этой конференции особо выделялись вопросы связи генетики, иммунологии и гастроэнтерологии с поведенческими расстройствами.
Организатор – АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав» совместно с Американским институтом исследований аутизма. Его директор Стивен Эдельсон и известный российский ученый профессор А.Б. Полетаев явились сопредседателями оргкомитета.
Актуальность
Актуальность темы: только в Москве, по оценкам специалистов, более 35 тыс. детей с расстройством аутистического спектра (РАС), в России — порядка 500 тысяч. Детей с аутизмом больше, чем всех детей с онкологией, диабетом, астмой, пороками сердца, иммунодефицитами. Причины — неизвестны и подходы к лечению/коррекции только формируются. Существующая в России система помощи больным с РАС неэффективна и архаична.
Страны-участники конференции: Россия, США, Австралия, Великобритания, Германия, Голландия, Франция, Италия, Греция, Израиль, Турция, Египет, Саудовская Аравия.
Еще недавно аутизм считался нарушением нервной системы и поведенческим расстройством, рассматривался в рамках психиатрии и неврологии, в настоящее время аутизм считается расстройством всего организма, где, в основе, содержит дефицит коммуникации, социального взаимодействия, стереотипное поведение и другие проявления, сопровождающие РАС, но в действительности являются проявлением системного и комплексного процесса заболевания.
Профессор Стивен Эдельсон представил обширный доклад, рассказал об истории развития и современном состоянии исследований по РАС, подчеркнул, что во всем мире необходимо поощрять и способствовать развитию междисциплинарных исследований по проблеме аутизма по таким направления как эпигенетика (генетика и влияние на нее окружающей среды), иммунология, неврология, гастроэнтерология, сенсорная чувствительность, наряду с изучением психологии и проблемами сна , детским поведением и речевыми и коммуникативными навыками.
Выступление профессора д.м.н. Полетаева, научного руководителя МИЦ «Имункулус», перекликалось с предыдущим докладчиком и он говорил о новых подходах к раннему выявлению патологических изменений в организме человека, что эффективным инструментом доклинической диагностики самых разных нарушений в организме должен стать прецизионный (высокоточный) анализ аномалий сывороточного содержания множества аутоантител.
Профессор А.Б.Полетаев считает, что в большинстве случаев раннего выявления начинающихся, принципиально обратимых патологических процессов развитие событий в нежелательном направлении может быть остановлено, а человек, который был бы обречен на развитие серьезного заболевания, имеет шанс сохранить здоровье. Именно изучение спектра аутоантител, отражающих не только генетические, но и эпигенетические особенности индивида, оказывается плодотворным для предсказания его будущего здоровья и болезней. Изменения в содержании определенных антигенов, своих или чужих, отражаются изменениями антител в кровотоке, что позволяет системно выявлять и анализировать нарушения на уровне молекула- клетка-ткани-органы.
Профессор рассказал о следующем проведенном исследовании. Белок S100 участвует в нейрогенезе и морфогенезе в целом. Проведенное исследование выявило, что увеличения антител к белку S100, вызывает нарушения нейрогенеза, а это в 12 раз увеличивает риск патологии ЦНС у плода, в том числе аутизма у ребенка. Например, избыток аутоантител к белку S100 индуцирует вирус папилломы человека.
Сделав акцент, в основном, на проблеме негенетического полифакторного аутизма, профессор подчеркнул, что невозможно восстановить ребенка только методами психолого-социальной реабилитации, без коррекции физиологических нарушений.
Синергетическими методами коррекции могут являться: подбор рациона, коррекция микрофлоры(микробиома) кишечника, удаление избытка токсических факторов, восполнение недостатка эссенциальных микроэлементов и витаминов, в комплексе с психолого—педагогической коррекцией. Привел научные доказательства эффективности такого подхода.
Евдокия Анагносту, невролог отделения неврологии университета Торонто (Канада), представила исследование о нейропсихологическом картировании нарушений у людей с аутизмом. Новое совместное исследование американских и канадских ученых установило, что многие из детей с аутизмом, принимающих антипсихотические лекарственные препараты, никогда не получали поведенческую терапию. Им сразу же прописывают лекарства, имеющие потенциальные серьезные негативные побочные эффекты, без того, чтобы опробовать безопасные варианты терапий. «Это тревожный сигнал»,-говорит она. Мы должны использовать лекарства только в том случае, если поведенческие подходы не срабатывают». Медикаменты не являются хорошей долгосрочной терапией, т.к. их полезный эффект прекращается с прекращением приема, считают исследователи.
«Самая важная задача — это научить наших детей навыкам того, как самому регулировать уровень собственного возбуждения, эмоции и поведение, до того, как мы начнем давать им препараты.
Психиатр из университетского госпиталя Питье-Сальпетриер, Париж (Франция),Винсент Гоша и Йорама Бонеха, в своем докладе рассказывал о возможных причинах поведенческих обострений у подростков с РАС. Он представил интересный факт: во Франции есть государственная психиатрическая больница, где аутистов из тяжелейших состояний агрессии, самоагрессии , после тщательного обследования, выводят не нейролептиками, а устранением соматических проблем, провоцирующих такое поведение.
Освещение проблем сопутствующих соматических заболеваний при расстройствах аутистического спектра
О поведенческом подходе к нарушениям пищевого поведения у детей с аутизмом рассказала доктор психологии Кэтрин Петерсон (США), которая сочетает глубокие знания в гастроэнтерологии, и в поведенческом анализе.
Избирательность в еде, ограниченный рацион и так далее – это очень большая проблема, характерная для аутистов, которая снижает качество жизни ребенка и всей семьи. Она рассказала о том, как решается эта проблема в США. Ребенок с родителями проходят очный (8-недельный?) курс со специалистом, направленный на коррекцию пищевого поведения. Затем родители получают поддержку от специалистов посредством телемедицинских консультаций. Кэтрин Петерсон дала некоторые советы по коррекции расстройств , также оставила свои координаты для консультаций.
Джилл Янг рассказала о естественном обучении в сравнении с методом отдельных блоков. Вывод ее выступления: эффективны ОБА стиля, DTT можно внедрить в игру. При этом, есть дети, которые сами предпочитают более структурированный стиль обучения.
В рамках конференции «Аутизм. Вызовы и решения» проведено несколько клинических семинаров для врачей от ведущих специалистов из США в области аутизма.
Об опыте инклюзивного образовании рассказали преподаватели ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» Департамента образования г. Москвы.
Кроме того, представлены очень интересные доклады на темы, в частности:
· Микробиом и аутизм,
· О метаболических отклонениях у больных РАС, · Генетической диагностике аутизма · Медико-генетическом прогнозе · Аутизм и музыка как фактор терапии. · Аутоиммунитет и Внешнестрессовые факторы · О дистанционных психофизиологическом скрининге при поведении поведенческой терапии · другие актуальные темы. |
АВА-терапия при аутизме
Мастер – класс провел Джейн Ховард. Тема: “Работаем вместе: сотрудничество родителей и специалистов в АВА-терапии при аутизме”.
Основные выводы:
- Важна ранняя диагностика аутизма. Мы можем выиграть время.
- Семья – это очень важная часть терапии ребенка с аутизмом. Очень важно, когда семья работает вместе с специалистом.
- Принцип построения работы – договоренность и согласие. Если вдруг, что-то идет не так, то задача АВА – терапевта найти причину сложившейся ситуации. Найти пути выхода, поскольку это входит в его работу.
- АВА -терапевт помогает не только ребенку, он помогает семье.
- Работа с семьей это этическая ответственность специалиста в АВА-терапии. Его задача помогать семье улучшать качество жизни, чтобы они в дальнейшем могли передавать этот опыт другим семьям.
- В каждый семье свой индивидуальный путь развития, путь реабилитации.
- Выбирать свои цели мудро.
- Поведение – это самая главная часть, поэтому родителям надо дать чувство уверенности, что они смогут это сделать, узнают много новых вещей и смогут вырастить ребенка.
- Ребенок всегда прав. Ребенок отражает окружающую среду.
- Вовлечь и мотивировать родителей в процесс – это работа аналитиков. Родители детей с аутизмом испытывают, как ни кто другой повышенную тревожность и стресс. Поэтому семье нужна поддержка. Родителям нужно помнить и понимать, что они важные и главные составляющие жизни ребенка. Не забывать думать о себе и отдыхать.
- Аутизм не случается с ребенком, аутизм случается с семьей.
Уникальный двухдневный мастер-класс представил ведущий специалист по адаптивному спорту и физкультуре Дэвид Геслак (США). Слушателям рассказали почему батут называют “королем” в сфере развития крупной моторики, показали основные упражнения для сенсорной разгрузки дома, в классе и на спортивных занятиях.
Кафедрой прикладного поведенческого анализа Московского института психоанализа оганизованы и другие мероприятия в рамках внеконференционной программы.